
Все рубрики
Как парились в Карелии и в какую баню пойти сейчас
Баня в Карелии — это не просто место, куда приходили попариться, а сакральное помещение, где сильна связь с предками. Некоторые ученые считают, что родина бани — на русском севере, а традиция омовения у карелов даже более древняя, чем у русских. Они так любили ритуал посещения бани, что в карельском языке есть даже закрепился специальный глагол — баниться. Так что в республике толк в этом знают, можно приехать только ради баньки. Рассказываем, где искать бани по-черному и какие правила посещения нужно соблюдать.

Баня по-черному в Кинерме / фото из нашей экспедиции
Как парились наши предки?
Долгое время карелы мылись в бане по-черному, с печкой без дымохода. Такие бани сохранились и парение в них можно попробовать и сегодня. Считалось, что в такой бане пар легче и воздух сухой. Первые бани по-белому с трубой и закрытой дверцей в печи стали появляться только с конца шестидесятых годов 20 века.
Бани были не у всех, это был признак достатка. Если ее не было, то парились в печи дома. Да-да, прямо залезали в русскую печку, грелись, а потом мылись в тазу! В такой печи и лечились. Например, если бы вы сорвали поясницу в 19 веке, то пришлось лечь в печь головой наружу на застеленную солому. Авось, поправишься.

Источник: электронный архив Национального музея Финляндии
Баня занимала пограничное место между мирами человека и природы, что накладывало свои ограничения. По этой причине место для бани выбирали очень дотошно (например, нельзя было строить в том месте, где течет водная жила, иначе дух-хозяин бани не сможет обжиться). Строить баню надо было с чистыми мыслями, а к месту строительства нельзя было пускать кого-то со злобным нравом и дурными мыслями.
Банная утварь была деревянной и принадлежала только пространству бани, ее нельзя было использовать в других целях. А веник карелы делали из березовых веток с гладкими и блестящими листьями, у которых был острый кончик.

12 правил посещения бани от карела
- Нельзя идти в баню в обиде. Нужно обязательно помириться. Все-таки это самое чистое место, как в физическом, так и в духовном плане!
- В бане нельзя материться. Нельзя плеваться и ходить по малой нужде. По тем же причинам.
- Топить баню надо женщинам.
- Первыми в баню идут мужчины.
- Топить баню нужно березовыми дровами, потому что они дают лучший пар. В крайнем случае можно топить ольхой.
- После протопки баню нужно хорошо помыть.
- Перед посещением нужно попросить у духов разрешения попариться. Но только если вы женщина. Если вы мужчина, то попросите это сделать женщину.
- В бане нельзя спешить, нужно сидеть подолгу и разговаривать.
- После бани нужно произнести заговор: «Спасибо, банька, за мытье. Спасибо, парок, за парение. Банька — отец, парок — мать, водица — братец».
- Ни при каких обстоятельствах нельзя ходить в баню ночью. Если вы пришли и увидели там страшного старца с желтыми зубами — бегите. Это дух бани, он может вас убить.
- В бане нельзя стирать и заниматься любовью.
- Беременным женщинам нельзя подкидывать пар и мыться на полу, только на лавке. А то роды будут тяжелыми. А еще лучше не вытирать волосы после бани, тогда ребенок родится румяный и здоровый.

Роды, свадьбы, поминки: сакральное значение бани
Баня была важным местом для карела и это отношение сохранилось до сих пор. Она считалась у карелов местом обитания предков, на чью помощь они рассчитывали в переходный период. В бане рожали, жили после родов, мылись перед свадьбой и после, а в конце жизни к бане приносили гроб с покойником. А еще в бане девушки поднимали свою привлекательности или лемби.
Лемби — особая магическая сила, способная очаровать мужчину, сексуальная привлекательность, внешняя и внутренняя красота девушки, — в общем, некий синтез внешних и внутренних достоинств, который поможет удачно выйти замуж.
— Девушки старались поднять лемби самыми разными способами, в том числе и в «бане поднятия лемби». Ее готовили специально для одной девушки. Обычно для той, к которой не сватаются и не приглашают на танец на бесёдах. Такую баню топили в период от Рождества до Крещения. Приглашали знахарку, которая произносила особые слова заговора во время парения девушки. Например: «Поднимайся лемби, развейся, чтобы о славе слышали за девять морей, за половину десятого». Пол бани устилали ржаными колосьями, принесенными с полей тех семей, где были неженатые парни. Дрова для бани были особыми, например, брали ударенное молнией дерево. Воду надо было брать с порожистой речки или дождевую, либо использовать воду со специального «любовного родника». Использовался особый веник, его утилизация была тоже частью обряда. Надо было спрятать его в укромное место в дверную притолоку в баню, забросить на крышу в бане, либо сжечь на перекрестке, тоже с заговором, — рассказывает кандидат исторических наук и этнолог Сергей Минвалеев.


Баня была местом для разнообразных ритуалов для девушек, которые хотели узнать свою судьбу. Например, Сегозерские карелы рассказывали, что в пятницу накануне Рождества надо было прийти в баню, раздеться догола, сесть на лосиную шкуру, повернутую шерстью кверху, и слушать предсказание. Считалось, откуда будет лаять собачка, оттуда и приедут женихи. А в Сямозерье девушки в течение года собирали веники, которыми парились, чтобы сжечь их в костре в Ивановскую ночь. Они прыгали через этот костер и тем самым поднимали свою лемби.
Если банные ритуалы срабатывали и девушка находила жениха, то и здесь не обходилось без бани. Свадебный ритуал карелов включал в себя три вида бани: невестину, женихову и для новобрачных. Там все тоже было очень непросто и сопровождалось строгой ритуальностью.

Старинный обычай — невесту ведут в баню. Сегозерский район, 1931 г. Автор съемки А.М. Линевский
Наконец, баня имела значение в последнем путешествии карела — после его смерти. Гроб с телом после выноса из дома ненадолго несли к бане, чтобы покойный мог проститься с ней. А после похорон родственникам сразу нужно было идти в баню, чтобы освободиться от холода мира мертвых. На сороковой день тоже нужно было истопить баню: если она будет в меру горячая, а веник мягким, то покойный уйдет в загробный мир смеясь.
Сейчас в бане уже большинство людей не рожает и к свадьбе не готовится, но, как и наши предки, многие ходят в баню для восстановления душевных и физических сил. Ниже подборка таких необычных мест.
Подборка необычных бань и спа для отдыха и релакса в Карелии
1. Традиционная баня в деревне Кинерма.

Попробовать баню по-черному можно в карельской деревне Кинерма. Заявки принимаются накануне, так как в холодное время баня топится до восьми часов. Комфортно в бане размещаются до 4-5 человек, а время посещения — не ограничено.
Стоимость: 8000 рублей за посещение.
2. Баня по-черному в гостевом доме Паасо. Традиционный способ парения карелов предлагает и гостевой дом рядом с одноименной горой. Баня вмещает шесть гостей.
Стоимость: 3400 рублей за 3-4 часа посещения.


Новый современный банный комплекс с русской печью с закрытой каменкой в 15 километрах от Петрозаводска. В Glanta есть два бассейна: теплый многоуровневый внутри бани и горячий уличный на террасе под открытым небом. Баня предлагает услуги «ледяного» и классического парения, «группового парения» и даже парения с веерами.
Стоимость: от 10 000 рублей в час.
4. Баня на Красной. Общественная баня в центре Петрозаводска для ностальгирующих по советской эстетике.
Стоимость: за помывку в 2,5 часа в субботу надо заплатить 480 рублей, а в воскресенье — 590 рублей. Пенсионерам скидки.
5. Креативная знахарская баня в поселке Рантуэ. Необычный проект в Сортавальском районе. Баня расположена на берегу Ладоги, а ее владелец — Александр Коржавин — занимается парением. Баня нестандартная и нарушает каноны, зато, судя по отзывам, посетители не только парятся, но дегустируют фиточаи и купаются в Ладоге.
Стоимость: по запросу.
Не забудьте сохранить этот текст, если хотите поразить друзей своими знаниями о бане в вашей следующей поездке в Карелию!


Подпишитесь на рассылку
