Top.Mail.Ru

Самые кинематографичныелокации Карелии
в одном месте

Самые кинематографичные локации Карелии в одном месте

Текст: Яна Веселкова

Алексей Рогозин — коренной петрозаводчанин, который уже пять лет работает проектным менеджером. Сейчас он с командой создает специализированный ресурс с кинолокациями Карелии — на сайт с картой в помощь киношникам загружено уже 352 места для съемок. Алексей и его команда сейчас масштабируют проект на всю Россию: их задача представить на сайте минимум одну тысячу локаций. Мы встретились с Алексеем, чтобы узнать больше об этой необычной задумке.

— Как вы попали в киноиндустрию? 

— Пять лет назад мы решили развивать кино в Карелии. Ко мне пришел председатель союза кинематографистов Карелии Алексей Бабенко и сказал, что ему нужна моя помощь как проектного менеджера. Мы сделали большой проект с коллегами из Финляндии: собирали базы специалистов и локации, а также налаживали связи между российскими и финскими кинокомпаниями. Мы его успели реализовать еще до начала сложных событий. Закончили на том, что уже даже делали совместно пилотную серию сериала для Netflix. 

Алексей Рогозин / фото из личного архива

— И соответственно на стыке этого проекта и родилась идея с кинолокациями? 

— Да, мы собирали для финских партнеров локации по Карелии, чтобы они все это видели и могли принять решение о том, где будут снимать, не приезжая к нам. Переход государственной границы — это сложно и дорого, поэтому мы сделали интерактивную платформу, где с помощью фото, видео, 3D-моделирования и виртуальной реальности можно удаленно исследовать локации Карелии.

Когда началась пандемия, киноиндустрия не остановилась. Режиссеры сидели в офисе в Москве и выбирали локации для съемок. Им хотелось делать это на основе фотографий, а не на субъективном опыте менеджера. А если они привязаны к карте, то команде проще понять, как реализовывать свои идеи в этом месте. 

— А почему проект с кинолокациями так необходим российской индустрии?

— Сейчас она находится в переломной точке. Западные компании ушли от нас, вырос интерес к российскому кинопроизводству. Расскажу о статистике двух последних лет: знаете ли вы, что в России в прошлом году были выделены деньги на 300 кинопроектов, но их просто некому было снимать? Запрос есть, но возможностей пока нет. 

Локации же — это ключевой момент в фильме. С помощью окружения раскрывается и сюжет, и главный герой. Локация, порой, является главным действующим лицом, поэтому к ее выбору киношники относятся очень серьезно. Это одно из самых важных направлений во время подготовки к съемкам, и на это выделяется бюджет. 

— В чем уникальность Карелии как региона для съемок кино? Просто потому, что близко к столице? 

— Существует международный классификатор кинолокаций. Глобально их всего 12 типов, обычно в одном регионе России находится один-два вида максимум, а у нас находится 9 локаций из 12. Это значит, что Карелию можно много за что выдать: за Калининград, за Сибирь, за Краснодарский край. Например, фильмы «Остров» Павла Лунгина и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского использовали наши локации. Можно снимать водопады, можно снимать пещеры, пляжи, скалы, горы. Такого ни в каком другом регионе попросту нет! У нас есть микс. И все это находится близко к Москве и Санкт-Петербургу. 

— А как раньше искали локации? 

— От кинокомпании в регион приезжал специальный человек, который искал локации по запросу режиссера. Но проблема в том, что этот человек не знал места, в которые приехал. Процесс при этом очень субъективен — какие локации менеджер найдет, такие в фильме и будут. В Карелию обычно приезжали люди из Питера и Москвы, которые делали эту работу недостаточно хорошо. Можно было бы подобрать намного более интересные места, но они просто о них не знали. Снимали обычно в популярных у туристов локациях в Медвежьегорском и Сортавальском районах, которые были выложены в интернет. Почему не снимались фильмы в Сегежском районе, Пудожском районе, в Паанаярви, в Лоухском районе? Все просто: это далеко, ехать менеджеру туда сложно. А режиссеры на это жаловались — что менеджер нашел им максимум пять мест на выбор. 

— Получается, что вы с помощью своей карты облегчаете жизнь киношникам?

— Совершенно верно. Мы делаем цифровой сервис, карту кинолокаций. Предыдущий метод поиска мест устарел и неэффективен. Он не соответствует требованиям индустрии кино, где скорость и точность принятия решений имеют решающее значение.

Мы создаем базу данных локаций, где кинематографисты могут виртуально «посетить» места, чтобы принять решение удаленно, без затрат на длительные командировки.

Локацию можно увидеть в разных погодных условиях, времени суток или даже эпохах, используя исторические реконструкции.

Ольга Коломеец, Алексей Рогозин и Алексей Бабенко в киноэкспедиции

— Может даже место может вдохновить режиссера на фильм? 

— Да, совершенно верно. Например, величественные пейзажи Новой Зеландии вдохновили Питера Джексона на экранизацию «Властелина колец», а урбанистические виды Токио повлияли на атмосферу фильма «Трудности перевода» Софии Копполы.

Мне бы хотелось, чтобы режиссер видел не сто вариантов в одном регионе, а тысячи по всей России. Сейчас у нас 85 субъектов в России, если каждый из них загрузит 1000 локаций, то у нас будет 85 000 локаций. Обычному человеку в таком объеме информации будет ориентироваться сложно — на помощь могут прийти нейросети. Мы с командой понимаем, что просто карта — уже устаревшая идея. Мы смотрим в будущее как визионеры. Я думаю, что в дальнейшем это может выглядеть как виртуальный ассистент, который будет подбирать локации на основе запроса режиссера. Разработка ведется —  в том числе нашими очень талантливыми карельскими программистами. Я ставлю им амбициозную задачу — говорю, что через три года этого сайта уже не будет существовать, все будет основано на искусственном интеллекте.  

— Да, но за три года нужно собрать эту базу из тысячи объектов? 

— Да, это фундамент и самая сложная часть нашего проекта. Мы постоянно пополняем и актуализируем базу.

— Что для этого делается? Вы проводите экспедиции, на место выезжают фотографы? Или кто-то местный? 

— Мы выработали стратегию, согласно которой локации должны загружать местные жители, потому что только они знают эти места. Мы открыли карту Карелии и поделили весь регион на секторы — моя задача была в том, чтобы в каждом секторе был минимум один человек, который пройдет специализированное обучение, сдаст экзамен и сможет находить локации в своем регионе. Этого человека мы научили фотографировать, составлять описание, грузить объект на карту. Предполагается, что специалист также будет сопровождать группу, которая приедет на съемки. Для местных жителей в этом есть интерес, так как они могут заработать. Я посчитал, что один специалист сможет получить гонорар несколько раз — за отбор места, съемку, сопровождение. Сейчас внедряем эту же систему в других регионах.

— И при этом местные жители еще могут у себя принимать всю эту кинокомпанию и тоже что-то заработать? 

— Помимо того, что они принимают группу, они еще могут дополнительно заработать: организовать питание, найти реквизит, массовку, спецтехнику. Только местные жители смогут подсказать реальных специалистов, которых можно задействовать на съемках. Сейчас киногруппа старается максимально, насколько это возможно, найти людей на месте. Потому что везти их с Москвы или с Питера безумно дорого. Мы даем жителям Карелии новые знания и новую профессию. Помимо своей основной работы, местные могут быть куратором на своей территории по локациям. Полторы тысячи человек подали заявку на обучение, а первом этапе мы оставили 250 человек, а финально оставили 35.

Сергей Корнеев и Алексей Рогозин ищут локации

— Когда они прошли обучение, им выдавали фотоаппарат или другую технику?

— У всех была разная техника: у кого-то дроны, у кого-то только телефон. В карте кинолокаций вы увидите, что есть очень профессиональные фото, есть менее, но суть не меняется — картинки должны быть информативными. Киношники смотрят на композицию, расположение, фактуру. По Карелии, например, основная сложность была в том, что местные жители считали, что «их разруха никому не интересна». А в кинокомпаниях, наоборот, ищут разруху. Не важно: роскошный ли у вас дом или старый сарай. Все уйдет в кино. 

— Это как Териберка, которая стала популярной после съемок фильма Левиафан. Ваша работа помогает популяризировать Карелию. Еще вопрос: если я фотографирую локацию в летний сезон, есть ли задача сфотографировать ее в другие сезоны? 

— Есть локации на разные сезоны. Бывают и те, где можно снимать круглый год, но их очень мало. Местные жители сами определяют, в какие сезоны можно снимать на локации, но в основном они привязаны к сезону — летние и зимние. Например, киношникам нужны были ледяные торосы (нагромождение льда) для проекта — мы нашли семь таких мест. 

— Какие еще есть нюансы?

— Самое нежелательное – это если выяснится, что на выбранной локации нельзя снимать или есть ограничения. Представьте ситуацию: локацию утвердили, менеджеры приехали несколько раз, им все понравилось, приехало 200 человек съемочной группы. А потом на место приезжают представители власти и говорят: «У вас есть 10 минут, чтобы отсюда уехать». В Карелии есть такие места: стратегические и природоохранные зоны. Чтобы избежать таких ситуаций, наши кураторы проверяют локации от местных. Также мы сотрудничаем с местными властями, чтобы все соответствовало законодательству.

Вирма, Беломорский район Карелии

— А сколько вообще было снято фильмов в Карелии? У вас на сайте их всего семь. 

— Мы просто выставили семь фильмов для примера. В реальности в регионе за последние сто лет было снято 89 фильмов, включая какие-то их куски и эпизоды. За последние пять лет прибавилось еще 22 проекта после нашего появления — дали такой импульс к тому, чтобы люди больше снимали и больше фильмов выходило в Карелии. И сейчас этот процесс продолжается. 

Кино положительно сказывается на экономике и социальной сфере Карелии. Создаются новые рабочие места, развивается инфраструктура, растет интерес туристов. Мы гордимся тем, что наш проект помогает развитию Карелии и открывает новые возможности как для местных жителей, так и для профессионалов киноиндустрии.

10 фильмов, снятых в Карелии:

  1. Охота на пиранью, 2006 год, режиссер Андрей Кавун
  2. Остров, 2005 год, режиссер Павел Лунгин
  3. Одна война, 2009 год, режиссер Вера Глаголева
  4. Весури, 2018 год, режиссеры Алексей Якимчук и Вячеслав Лагунов
  5. Анна Каренина, 2012 год, режиссер Джо Райт
  6. Сампо, 1958 год, режиссер Александр Птушко
  7. И на камнях растут деревья, 1985 год, режиссеры Кнут Андерсен и Станислав Ростоцкий
  8. Отпуск в сентябре, 1979 год, режиссер Виталий Мельников
  9. Темный мир, 2010 год, режиссер Антон Мегердичев
  10. Эпидемия, с 2018 года, режиссер Павел Костомаров

— А как местные жители реагируют на информацию о том, что рядом с ними будут проходить съемки фильма. С чем вы сталкивались? 

— Реакция двойственная. Есть люди, которые очень хотят, чтобы их район и поселок попал в фильм и они делают все возможное, чтобы это произошло. Есть другая категория людей, которые максимально против. Они не хотят, чтобы место становилось популярным и приезжали туристы: «Они будут оставлять мусор, собирать наши грибы и ягоды». Соотношение настроений примерно 50 на 50. 

ЖД станция, экопоселение Харлу

— А была какая-нибудь забавная ситуация, связанная с поиском локаций? 

— Мы случайно отсняли настоящее НЛО во время съемок в заливе рядом с Сортавала. Мы снимали на дрон в невероятно большом разрешении в 60 кадров в секунду. Когда отсматривали видео, то увидели какую-то странную трубу с множеством белых лапок, которые быстро двигались. Эта штука летела и не взаимодействовала с водой — могла влететь в воду и не было никаких брызг. Скорость перемещения была просто космическая. Мы скинули это в соцсети, новость облетела все информагентства. Потом мне даже звонили из сообщества уфологов. Вот наш диалог:  

— Алексей, ты хоть понимаешь, что это настоящее НЛО? 

— Естественно!

— Это же сенсация! Научная сенсация!

— Нет, не сенсация, мы знаем, что в Карелии есть НЛО. 

Потом ко мне пришел мужчина, который рассказал про базу этих существ на Ладожском озере — на них не действуют законы гравитации. Они могут вылетать из воды без брызг. Они проходят сквозь наш мир, сквозь предметы, никто их особо не замечает, но они могут попасть на видео. Карелия полна таких историй.

— А вы скептик или верите в НЛО? 

— Нет, нет, я абсолютный скептик. Я – проектный менеджер. А проектный менеджер не верит ни в какие НЛО. Просто я понимаю, что есть какие-то вещи, которые наука пока не знает. Просто нет пока измерительных средств и приборов, которые бы могли это обнаружить и измерить. Это та вещь, которая пока не исследована. Например, над Сортавала летал странный объект, который никто раньше не снимал на видео в таком хорошем качестве. А мы это зафиксировали. 

— Как вы видите развитие киноиндустрии в Карелии? 

— Нам бы хотелось, чтобы у нас снималось 10-15 проектов в год. Это будет не такая большая нагрузка на регион по туризму, при этом мы будем постепенно менять имидж Карелии как не такого депрессивного региона, как многим он кажется. Наша основная задача — показывать новые территории. С одной стороны — да, неизбежны туристы и мусор, но, с другой стороны, будет и развитие. Проложат дорогу, подтянется бизнес, появятся новые рабочие места. Хотелось бы развивать наш регион с помощью кинематографа.