
«Заброшенные места — уязвимы». Поговорили с исследовательницей заброшенных мест Ксенией Хаунд родом из Карелии
Ксения Хаунд — блогер и опытная путешественница родом из Карелии, которая вместе со своим спутником Вадимом изучает заброшенное наследие Европы и России. Проект ребят называется Follow the Ghosts — на их счету не только канал на YouTube с 194 тысячами подписчиков, но и две книги. Вторая выйдет в этом году. Мы встретились с Ксенией, чтобы узнать об отличиях европейских и российских заброшек, о кодексе посетителей таких мест и о любимых местах в Карелии.
— Какую первую заброшку в Карелии ты увидела?
— Корабли с надписями «Молод и горяч» в промышленной части Петрозаводска. Мы со знакомым искали место, чтобы его пофотографировать. У меня тогда еще не было этого увлечения заброшками, просто нужны были необычные локации. Помню, что корабли частично были под водой, а прямо внутри висели объявления о приеме металлолома с номерами телефонов.
— Тебе не понравилось место?
— Фотки получились хорошие, но место не впечатлило. До этого я еще была на заброшенном заводе рядом с карьером в Рускеала — тогда территория была вся заросшая и в руинах, туристов там практически не было, а дорога была разбита лесовозами. Эта локация тоже воспринималась просто как необычная декорация для фотографий.

— А как тебе то, как изменилась Рускеала?
— Такова жизнь. Да, сейчас это огромный туристический аттракцион. Когда мы начинали в ту сторону ездить, то могли палатку поставить рядом с карьером, проснуться утром и им любоваться. И гуляли спокойно, не ждали, чтобы место было без людей, чтобы его сфотографировать. С другой стороны, почему нет, там очень красиво.
— Получается, что русские заброшки тебя не очень вдохновляли?
— Ну, наши заброшки по сравнению с западными, конечно, небо и земля, поэтому, наверное, мы не особо обращали на них внимание. Чаще всего ничего от них не сохранилось внутри: просто руины и стены с граффити. Например, заброшенная девятиэтажка в Петрозаводске или военный городок, в который мы ездили в 2014-2015 году. Эти объекты уже тогда были в плачевном состоянии.


— А когда тебя стал интересовать заброшенные места?
— Я немного занималась туризмом, возила гостей по Карелии. Надо было рассказывать историю мест, поэтому я начала узнавать о заброшенном заводе рядом с Рускеала и других локациях. Это была просто короткая историческая справка. А потом я переехала во Францию. В один из выходных нам было нечего делать, и мы поехали посмотреть, что есть в округе. Увидели замок на карте, приехали. Когда мы поднялись, то не обнаружили кассы с билетами. Никого не было, а ворота были открыты. Мы зашли и все время были в ожидании, что кто-то выйдет и что-то скажет, чтобы мы могли оплатить визит, но такого не случилось. Мы около часа гуляли по этому замку, он оказался заброшенным. Это был мой первый такой опыт, поэтому он сильнее всего запомнился. А замок стал любимым, первое видео на моем канале как раз посвящено ему. Сейчас он уже закрыт для посещения.
— С этого замка начался твой блог?
— У меня уже был нельзяграм, где я писала про Францию и про наши путешествия. У меня не было четкого понимания, про что я хочу вести свой блог, но я написала историю про то, как мы посетили этот замок. И у меня появилось понимание, что мне нравится посещать такие места, наполненные духом прошедших эпох. Мы стали искать другие локации рядом с нами. Это были такие поездки выходного дня: просто фоткали эти замки, я брала с собой платья, делали внутри творческие съемки. А потом мы посетили замок Мот-Шанденье, который сейчас уже стал туристической достопримечательностью. Я сфотографировала его на дрон и эти кадры сильно завирусились в Сети. В комментариях меня все чаще стали спрашивать, что это за место и почему оно заброшено, что у него за история. И мне тоже было интересно — я начала искать историю этого замка, потом других заброшенных объектов. Сперва это были просто короткие исторические справки, а потом тексты становились все более развернутыми и объемными. Так и родился наш проект.


— Помнишь момент, когда поняла, что это большая история?
— В 2018 году очень часто мои фотографии стали выходить в рекомендации. Они стали появляться в других пабликах, из них ко мне стали приходить люди и подписываться: и русскоязычные, и иностранцы. И пришло понимание, что это все-таки, наверное, интересный проект, надо его развивать. Я никак не рекламировалась в тот период.
— А когда появился канал на YouTube?
— Это было время пандемии коронавируса. Мы стали все чаще сидеть дома и надо было чем-то себя занимать. Мы давно уже размышляли над тем, что неплохо было бы сделать видео. Тем более у аудитории был такой запрос. Мы съездили к тому самому моему любимому замку и сняли там видео. Ролик быстро стал набирать просмотры. Сейчас у нас уже 194 тысячи подписчиков и серебряная кнопка от YouTube.
— Кто тебя смотрит? Какие достижения стали для тебя значимыми в твоей блогерской карьере?
— Отзывы от людей. В нельзяграме мне стало писать очень-очень много людей, у них было много вопросов, а также просто сообщений о том, что им очень нравится наш проект, что они благодарны нам за то, что мы его развиваем, что мы делимся этими историями, этими снимками, что люди могут путешествовать по таким местам. Это для меня самое ценное. В основном у нас женская аудитория старше 30, довольно романтически настроенная, которая тоже любит истории про замки, про путешествия, приключения. Я думаю, что юному поколению больше нравится когда есть какие-то эмоции, типа: «О, мы увидели привидение!». У нас все более-менее спокойно. Да, у нас, конечно, бывают разные истории (даже тру-крайм!), но опять-таки мы стараемся подавать их в довольно спокойном ключе, больше как художественные произведения.
— Про специфику посещения заброшенных мест. Я так понимаю, что есть кодекс, который распространяется на ваше сообщество. Можешь об этом подробнее рассказать?
— Основные правила культуры урбекса (прим. — название для культуры исследования заброшенных мест) — это посещать заброшки таким образом, чтобы не оставлять следов. То есть ты приходишь только фотографировать, ты никогда ничего не ломаешь, когда входишь в здание. Никакого вандализма, никакого проникновения силой, никаких выбитых окон или чего-то подобного. Ты просто делаешь фотографии и никогда ничего не берешь.

— А кто этот кодекс придумал?
— Сложилось исторически. Это негласные правила для всех, кто практикует урбекс. Во Франции очень большое сообщество, из него я про эти правила узнала. Потом выяснилось, что такие сообщества есть во всех странах.
— Все ли этот кодекс соблюдают?
— Понятно, что не все, довольно много есть и воров, и вандалов. Кто-то статуэтку прихватит, кто-то рюкзак сувенирами набьет, кто-то мебель вывезет на машине. Ну, это в основном люди, которые занимаются антиквариатом. К сожалению, это как с движением желтых жилетов во Франции (прим. — протестное движение во Франции): к людям со справедливыми требованиями на митингах прибились люди, которые просто хотели повандалить. Итог — испорченная репутация движения.
— Большое ли урбекс-сообщество во Франции?
— Все кому не лень, мне кажется, занимаются. Но в основном это просто фотографы, довольно мало людей, которые узнают историю мест, которые посетили. Я знаю всего лишь двух таких блогеров во Франции. И они тоже зачастую пропагандируют эту культуру посещения заброшенных мест: не берите вещи, не вандальте, сохраняйте. В России сейчас тоже появляются ребята, которые пытаются рассказывать истории мест, которые посетили.

— Вы никогда не раскрываете локации заброшенных мест?
— Это тоже негласное правило нашего, так сказать, кодекса. Заброшенные места — уязвимы, особенно которые заполнены вещами. Скорее всего, они будут разворованы, возможно, они будут сожжены. Стены распишут граффити, а интерьер разрушат вандалы. Поэтому места нужно сохранять. И не только для тех, кто хочет сделать хорошие фотографии, но и для будущих владельцев, которым потом будет проще их восстанавливать. Поэтому мы стараемся никак не разглашать эти места. Это бывает тяжело, когда ты пишешь историю, потому что хочется много всего рассказать.
— Как ты сохраняешь анонимность мест?
— Оставляю недосказанность. Имена и географические названия мы обязательно меняем.
— Тебя упрекают в том, что ты не раскрываешь места?
— Ага. Но я буду делать так, как комфортно мне, так как я считаю правильным, и общаться тоже только с людьми, которые придерживаются моих взглядов. И ходить на заброшки тоже буду только с такими людьми.


— Есть ли у тебя советы по безопасности для тех, кто хочет посетить заброшенный объект?
— Во-первых, скажите кому-то из ваших близких, куда вы идете, и лучше не идите один. Может обвалиться пол, может упасть кирпич, на вас кто-то может напасть. В Италии на наших знакомых на заброшенном заводе напали местные наркоманы, которые там жили и отобрали технику. Такое случается, поэтому лучше предупреждать. Во-вторых, одевайтесь так, чтобы не напороться на гвоздь. Обязательно ботинки с хорошей платформой, куртки из плотной ткани. В европейских заброшках еще много плесени, которую вы можете принести домой, поэтому сразу после посещения одежду убирайте и стирайте со специальными средствами от грибка и плесени. На таких объектах дополнительно лучше носить защитную маску от плесени. В-третьих, всегда оценивайте обстановку — если видите, что начинается обвал или вибрирует пол, то лучше повернуть обратно.
— Получается, у заброшки есть три пути: уничтожение, забвение или восстановление?
— Ну да. Происходят все три варианта. Во Франции часто заброшенные места сгорают, но бывает и так, что кто-то берется и восстанавливает их.

Церковь Троицы Живоначальной в Кончезеро
— Кстати, это тоже один из часто задаваемых вопросов: почему вообще все эти роскошные замки становятся заброшенными?
— Много факторов, на самом деле. Основная проблема здесь кроется в том, что многие замки и особняки находятся в частных руках, а если ты владеешь такой дорогой недвижимостью, то тебя начинают душить налогами. Так как многие такие здания были получены в наследство от более богатых родственников менее богатыми, то последние уже начинают сводить концы с концами, чтобы дядюшкин замок сохранить, во-первых, на свое имя, и не погрязнуть в налоговых долгах, а, во-вторых, в целости и «здравии», так как такие махины постоянно нуждаются в поддержании и реставрации. Не у всех это получается, и как итог — нерадивые наследники опускают руки и здания начинают разрушаться. Превращаются в заброшку.
— Расскажи про твою книгу?
— Первую книгу с европейскими заброшками мы выпустили в 2022 году. Это собрание рассказов про наши визиты в разные заброшенные места в сочетании с их собственными историями. В редких случаях мне удавалось также найти какие-то дополнительные сведения, связанные с владельцами или с людьми, которые там жили. Негативных отзывов на книгу у нас не было, все только позитивные. Людям она очень понравилась, даже несмотря на то, что некоторые посты уже были у меня в блоге — это такая структурированная история под одной обложкой. Почти распродали весь тираж.

— Есть планы на вторую книгу?
— Выйдет в 2025 году. Это будет продолжение первой книги, в которой мы расскажем про 50 европейских заброшек. Там тоже будут истории владельцев и наших визитов.
— А по России такую книгу не хочешь сделать?
— Я думаю, что да. Но для этого надо побольше здесь поездить. Потихоньку накапливаю материал, посмотрим, во что это выльется.
— Ты много путешествовала и по Карелии, и по Европе. Есть с чем сравнить. Как тебе то, как изменилась Карелия сейчас? Есть различия?
— Карелия стала очень туристическим регионом. Заброшенная кирха в Лумиваара — это теперь платный объект, вход в который стоит 300 рублей, а ударить в колокол стоит 1000 рублей. Я испытываю странные, конечно, чувства, но с другой стороны хорошо, что здание не вандализируется. Они поменяли дверь в кирху, следят за ней, окна заколотили, чтобы никто не влезал. В принципе, это неплохо. То, что развивают туризм, это хорошо, ведь не все люди могут позволить себе выехать за границу. Единственное, что расстраивает, что посещение природных объектов сделали платным. Во Франции все интересные природные достопримечательности бесплатны. Например, Этрета — всемирно известное побережье с красивыми скалами. Все-таки природа, как мне кажется, это достояние народа, поэтому мне не очень нравится, что за водопады или посещение горы надо платить.

— Ты в основном путешествуешь на машине. Есть совет, как сделать такое путешествие комфортным по Карелии?
— Здесь нужна более проходимая машина. Потому что дороги у нас, как известно… не в очень хорошем состоянии. Обязательно нужно положить лебедку и лопату в багажник, взять спутниковый телефон и зарядку на солнечных батареях с собой. Во Франции с этим проще, потому что дороги есть везде. Мы на маленьком Фиате проезжали абсолютно везде. Сейчас уже путешествуем в кемпере.
— Назови пять вещей, которые ты берешь в путешествие в машине.
— Помимо камеры? Газовую горелку, чтобы готовить. Посуду, еду. Фонарик. Всегда с собой есть запаски и инструменты. Еще беру с собой инвертор (прим. — переходник для прикуривателя) в машину, чтобы заряжать технику. Еще в насыщенные путешествия беру с собой веганский порошковый протеин. Когда совсем нет времени на приготовление еды, то я разбавляю его водой и это получается как полноценный прием пищи.

— Финальный вопрос: места в Карелии, которые обязательно надо увидеть?
— Мне нравится Белое море, Онежское озеро и Ладожские шхеры. Про Кижи, конечно, все знают, но это правда очень красивое место. И заброшенную кирху в Лумиваара стоит посмотреть. Даже за деньги.
Добавляйте журнал в закладки, чтобы не пропустить новые интервью с интересными гостями. И подписывайтесь на Привет, Карелия! в соцсетях.


Подпишитесь на рассылку
